Итоги праздничного квартала 2017 года (он же – первый квартал 2018 финансового года) были подведены в феврале. На первый взгляд, все было лучше чем замечательно. Кризис в индустрии абсолютно не коснулся Apple, компания все делает правильно: это снова был рекордный праздничный квартал, на 13% более успешный чем предыдущий рекордный праздничный квартал. Успешнее, в денежном выражении. С остальным было похуже.

Казалось бы, радоваться надо. Рекордный квартал. Акционеры компании получили самый большой доход на свои акции за всю историю компании. В конце концов, главная задача любой компании – генерировать прибыль. Делать деньги. Компания которая заработала 88,293 миллиарда долларов за три месяца, как минимум, преуспевает. Самая богатая IT-компания в мире стала еще богаче. Так держать? Увы.

Помните как год за годом, открывая очередное театральное представление Apple, сначала Стив, а потом и Тим, сообщали о все нарастающем отставании компьютерной индустрии от Apple, о том что продажи Mac’ов, несмотря ни на что, растут. Их покупали, их даже любили и в этом не было ничего странного. В 2007 у Mac’ов появился младший брат, опередивший их сначала по числу продаж, а потом и по приносимым на счет компании доходам. Успехи Mac’ов были намного скромнее, и тем не менее – год за годом их продажи росли. Вплоть до рекордного праздничного квартала 2017 года.

iPhone и Mac

На счета компании в октябре-декабре 2017 поступило 88,293 миллиарда долларов. За год до этого, в предыдущем самом успешном и рекордном квартале за всю историю, Apple заработала “всего” 78,31 миллиарда. Как и прежде, большую часть поступлений принес iPhone: 61,576 миллиарда. В праздничном квартале 2016 Apple заработала на них 54,378 миллиарда долларов, рост на 13%. В штуках ситуация выглядит иначе. В праздничном квартале 2016 было продано 78,290 миллионов iPhone. В октябре-декабре 2017 – 77,316, почти на миллион штук меньше. Или на 1%.

Вообще-то это очевидно и так, но нельзя не отметить: заработать большую сумму продав меньше iPhone’ов можно единственным способом. За счет значительного повышения их цен. Шокированные красотой и необычностью iPhone X, люди были готовы платить за него тысячу с лишним долларов, по самым разным соображениям. Face ID производил на них и на их знакомых неизгладимое впечатление. Беспроводная зарядка, дизайн из будущего (в котором конкуренты оказались чуть раньше – но все-таки из будущего). iPhone 8 Plus тоже дешевым не назовешь, и продавался примерно с тем же успехом. Но купили их все-таки меньше чем годом назад. Немного? А то, что стоит больше (или около) тысячи долларов и запросто способно проработать несколько лет, покупают не каждый год.

С Mac’ами было еще хуже. В октябре-декабре 2017 их было продано 5,122 миллиона штук, на 6,89 миллиарда долларов. За аналогичный период 2016 – 5,374 миллиона штук, на 7,244 миллиарда долларов. И в штуках, и в долларах – снижение на 5%. Эффект бабочки (это я про клавиатуру Butterfly)? Впервые за много лет, даже я с некоторым опасением отнесся к “инновациям” 2017 года. В прошлом с Mac’ами случались разные неприятности, но такого еще не было, и снижение продаж на 5% было заслуженным. Продажи iMac Pro начались в этом же квартале, его проблемы еще не успели как следует проявиться, все было впереди.

С остальным все благополучно

Кроме Mac’ов и iPhone, Apple сообщает в квартальных отчетах о результатах деятельности еще в трех сферах: продажи iPad, сервисы и “остальные продукты”. Остальные продукты – это Apple Watch, Apple TV, iPod touch, Beats и всевозможные аксессуары производства Apple и сторонних компаний. Теперь мы знаем что компания решила сместить акценты в сторону сервисов, надеясь заработать на них не меньше чем на iPhone. Среди остальных продуктов в октябре-декабре 2017 сервисы были на первом месте. Они принесли 8,471 миллиарда долларов, что в 7,3 раза меньше чем доходы от продажи iPhone. По сравнению с предыдущим праздничным кварталом доходы от сервисов увеличились на 18%. Второе по доходности направление деятельности Apple.

Продажи iPad выросли как в количественном, так и в денежном выражении. На 1 и на 5%. Они принесли Apple 5,862 миллиарда долларов, и продали их 13,170 миллиона штук. А все остальные изделия Apple и партнеров компании, в сумме, принесли на 36% больший доход чем годом раньше, на сумму в 5,489 миллиарда долларов. Скорее всего, за счет успешных продаж Apple Watch Series 3. Но на отдельную позицию в отчетах часы еще не тянули.

Диагноз

В 2017 Apple можно было поставить только один диагноз: “практически здорова”. На всех направлениях её деятельности компания неплохо зарабатывала, даже там где продажи, слегка, упали. Тревожные звоночки были услышаны аналитиками компании, и у них было полное и неотъемлемое право отнестись к ним иначе чем отнесся я. Они знают лучше о том, что и для чего делается, планируется или предполагается. Возможно, мы на пороге чего-то фантастического. В любом случае, никаких радикальных перемен в Apple, сколько-нибудь скоро, не случится. Совет директоров и акционеры довольны. Остальным компания ничего не должна.

Продолжение следует…

Что думаете по поводу 2017-го года в истории компании Apple? Напишите об этом в нашем Telegram-чате.

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *