Некоторые утверждают: iPhone ни в чём не был первым, а Стив Джобс всё украл. Мы не любители разжигать холивары, но всё же попробуем понять, почему устройство, вышедшее на рынок ровно десять лет назад, 29 июня 2007 года, постоянно оказывается в топах а-ля «Гаджеты, которые изменили мир». И говорить будем даже не про iPhone как таковой, а про прибыльные и перспективные рынки середины 2000-х, которые резко сократились после 2007-го, а то и вовсе умерли к концу десятилетия. Совпадение? Давайте разберёмся.

Рынок №1. Портативные музыкальные плееры

Что было раньше. Всегда иметь музыку с собой — это не просто шик 1980-х, тренд 1990-х и естественный ход событий 2000-х. Это целая субкультура, которую можно ёмко описать несколькими словами: Sony Walkman и Apple iPod. Кассетные и CD-плееры японской компании доминировали на рынке в конце прошлого столетия. Но в «нулевых» эстафету уверенно перехватила «цифра» в виде, прежде всего, представленного в 2001 году и сорвавшего куш в 2002-м (благодаря совместимости с Windows) iPod. И уже в 2004 году плееры приносили Apple, вообще-то производителю компьютеров, на минуточку, 16% всей выручки. Такую популярность плееру обеспечил iTunes Store — онлайновый музыкальный магазин, в котором любой трек находится на расстоянии пары кликов.

Apple iPodСамый первый Apple iPod, 2001 год выпуска

Следующий шаг напрашивался сам собой — новым трендом должны были стать мобильные телефоны с уже встроенным плеером. В 2000 году был выпущен самый первый такой мобильник — Siemens SL45 с комплектной ММС-картой аж на 32 мегабайта. Самым популярным брендом нулевых в этом сегменте рынка можно с уверенностью назвать линейку Sony Ericsson Walkman, которая дебютировала в 2005 году. В этом же году Apple сделала первую попытку выхода на мобильно-музыкальный рынок — совместный с Motorola телефон ROKR, который можно заслуженно считать одним из самых громких провалов компании.

Sony Ericsson W800iSony Ericsson W800i, 2005 год выпуска — первый и самый известный мобильник серии Walkman

ROKRСтив Джобс представляет телефон ROKR со встроенным iTunes, 2005 год

Что изменил iPhone. Однако обычные телефоны со встроенными плеерами едва ли сдержали рост продаж mp3-плееров: в США с наиболее показательным рынком портативной электроники продажи этих гаджетов росли вплоть до 2007 года. А после выхода iPhone они начали падать. Совпадение? Едва ли. Первый iPhone имел 8 ГБ памяти на борту, которые можно было полностью забить музыкой (в отличие от того же ROKR с искусственным ограничением в сотню песен). А главное iPhone не надо было синхронизировать с компьютером. iTunes, с его возможностью удобно покупать и скачивать музыку был уже встроен в смартфон.

Что происходит сейчас. рынок цифровых плееров за 10 лет сократился примерно в 10 раз. Фактически за “отдельными” плеерами сегодня остался только Hi-Fi сегмент.

Apple iPhoneПродажи музыкальных плееров в США в денежном эквиваленте за последние пять лет сократились в пять раз (по данным statista.com)

Рынок №2. Цифровые фотоаппараты

Что было раньше. Иметь под рукой цифровой фотоаппарат не для профессиональной съёмки, а чтобы сделать кадры на память или просто запечатлеть важную информацию — ещё один популярный тренд 2000-х годов. Основное преимущество «мыльниц» — компактность: можно носить в кармане, незаметно протащить на концерт любимой группы, да и качество фотографий вполне приемлемое для домашней коллекции.

Примерно тогда же в мобильных телефонах вместе с цветными экранами, сменившими монохромные, стали появляться фотокамеры: с простыми матрицами на 0,3 Мп, без фокусировки, без вспышки — в общем, уморительно смешные по сегодняшним меркам. Цифровые фотоаппараты они не заменили, но пришлись настолько кстати, что обнаружить в магазине мобильник без камеры вскоре стало практически невозможно.

Sony Cyber-shot DSC-P31Sony Cyber-shot DSC-P31, 2002 год выпуска — одна из первых цифровых «мыльниц» популярной впоследствии линейки Cyber-shot

Sharp J-Phone J-SH04Sharp J-Phone J-SH04, 2000 год выпуска — один из первых мобильников со встроенной камерой

Что изменил iPhone. Появление iPhone и затем Android-смартфонов дало пользователям серьёзные перспективы по работе с фото- (а позже и с видео-) контентом прямо на мобильном устройстве. Если на маленьком экранчике «мыльницы» или мобильника можно было только просматривать фотографии, удалять и в лучшем случае передавать через ИК-порт или по Bluetooth, то смартфоны открыли ворота в мир мобильного редактирования изображений, начиная с простого кадрирования и заканчивая сложными фильтрами и эффектами, доступными буквально в несколько тапов.

Что происходит сейчас. Развитие технологий мобильной фотографии привело к тому, что сегодня обыкновенные цифровые фотоаппараты попросту не нужны, огромный рынок сжался до размеров резервации, в которой ютятся полупрофессиональные и профессиональные фотокамеры. И даже он падает из года в год, начиная с 2010-го, когда смартфоны стали массовыми, а мобильные ОС перестали быть совсем «сырыми» с точки зрения функциональности.

Apple iPhoneВ 2010 году было произведено 121 млн камер, а в 2016 — всего лишь 23 млн. Это произошло за счет компактных камер, которые и вытеснили смартфоны. Жёлтым цветом показаны системные и зеркальные камеры, красным — компактные. (по данным lensvid.com)

Рынок №3. КПК и коммуникаторы

Что было раньше. «Наладонники» середины 2000-х были прекрасными устройствами для своего времени: они переняли существенное количество функций «взрослых» ПК, впервые дали пользователям относительно комфортный мобильный доступ в интернет и создавали впечатление, что за ними — будущее. В каком-то смысле так и случилось, ведь смартфон в современном понимании, первым из которых и был iPhone, имеет всю свойственную КПК функциональность, да и внешне очень на них походит.

Apple NewtonApple Newton, 1992 год выпуска — слишком преждевременная попытка компании создать карманный компьютер

Sony Ericsson P900Sony Ericsson P900, 2003 год выпуска — одна из наиболее популярных попыток «скрестить» мобильный телефон и КПК

Что изменил iPhone. Приговором карманным компьютерам как классу устройств стали два фактора: значительно более широкая функциональность смартфонов и намного более естественное взаимодействие с контентом. Революционные изменения здесь снова принёс iPhone. Стив Джобс на презентации недаром с гордостью рассказывал про ёмкостный мультитач-дисплей первого iPhone. Теперь управлять устройством стало возможно пальцами, а не стилусом. Удобству способствовали крупные иконки приложений и пункты меню операционной системы

Что происходит сейчас. Едва ли стоит удивляться, что мы уже очень давно не видели в продаже КПК: они не умерли, а скорее легли в основу современных смартфонов, которые по сути и есть карманные компьютеры. А стилус же остался только как вспомогательный инструмент — преимущественно для рисования.

Рынок №4. Портативные игровые консоли

Что было раньше. Широкую популярность по всему миру портативные консоли получили в середине нулевых, после выхода на международный рынок сначала Nintendo DS в 2004 году (одновременно с выходом в Японии) и Sony PlayStation Portable в 2005-м (через год после дебюта в Стране Восходящего Солнца). Оно и неудивительно: увлекательные игры прямо у тебя в кармане, позволяющие скоротать время в поездке или на особенно «интересных» лекциях — соблазнительная перспектива не только для подростковой аудитории, но и для взрослых. Были попытки скрестить игровую консоль и с классическим телефоном: самый известный тому пример — Nokia N-Gage, который вышел даже раньше, чем самые известные японские консоли.

Nintendo DSNintendo DS, 2004 г.в.

Sony PSPSony PSP, 2004 г.в.

Nokia N-GageNokia N-Gage, 2003 г.в.

Что изменил iPhone. Выход iPhone — вернее, появление на нём App Store в 2008 году — изменил правила игры и на этом рынке: вместо отдельного игрового устройства в кармане пользователя появился компактный, многофункциональный девайс. Он был производительным благодаря процессору ARM11 с ускорителем PowerVR и удобным благодаря большому экрану, на котором можно разместить все элементы интерфейса в соответствии с задачей. Но самое важное — это, пожалуй, появление магазина приложений, в котором распространение игр стало беспрецедентно быстрым и удобным при отсутствии посредников, за исключением Apple.

Что происходит сейчас. По статистике, Nintendo DS 2004 года выпуска со всеми апгрейдами была продана в количестве 155 млн штук, тогда как 3DS 2011 года выпуска — всего 65 млн. У Sony дела не лучше: 81 млн проданных устройств дебютной модели и всего 15,5 млн — PS Vita, вышедшей в 2011-м. Что касается мобильного гейминга, то по состоянию на апрель 2017 года он занимает целых 42% всего мирового игрового рынка, денежный оборот которого за последний год преодолел отметку в 100 млрд долларов.

Apple iPhoneВсего за пять лет iPhone не оставил портативным консолям Nintendo никаких шансов: общая прибыль от продаж консолей в 2007-2008 годах в районе 30 млн долларов сократилась в два раза к 2012-му, несмотря на выпуск 3DS, тогда как продажи iPhone за это время с нуля преодолели отметку в 100 млн долларов.

Apple iPhoneСредняя цена на игру Nintendo DS в 2008 году составляла почти 20 долларов, но за четыре года конкуренции с iPhone с большим количеством недорогих и даже бесплатных тайтлов этот показатель снизился вдвое.

Рынок №5. GPS-навигаторы

Что было раньше. До появления смартфонов навигатор был довольно дорогим, как правило, медленным и далеко не всегда точным устройством, предназначенным сугубо для автомобилистов. Пик их популярности пришёлся также на «нулевые», поскольку власти США только в 2000 году сняли последние ограничения на использование GPS в гражданских целях. Наибольшие надежды в качестве альтернативы GPS-трекерам как классу устройств подавали КПК, о которых уже говорилось. Но вместо них появились смартфоны.

Etak NavigatorEtak Navigator, 1985 г.в. — одна из первых автомобильных навигационных систем. В ней использовался не GPS, а компас и ряд встроенных сенсоров. Карта же хранилась на магнитных лентах.

Что изменил iPhone. В iPhone приёмник сигнала GPS появился только в модели 3G спустя год после дебюта. Что характерно, до выхода iPhone в 2007 году команда Android ориентировалась на телефоны именно с функцией GPS-позиционирования. Так что ничего удивительного, что уже первый Android-смартфон HTC Dream имел приёмник GPS и даже A-GPS. А в самом iPhone поначалу даже использовались карты Google. Но именно аппарат от Apple привнес удобное управление пальцами. До этого в навигаторах с Windows CE было довольно трудно попадать стилусом в мелкие иконки, да ещё и на ходу.

Что происходит сейчас. Впрочем, GPS-навигаторы не пропали с радаров совсем: сегодня эти устройства продаются по вполне смартфонной цене, то есть занимают нишу высокоточных приборов с вполне однозначной функциональностью. А Apple и Google тем временем пошли дальше и активно продвигают свои версии ОС для автомобилей, в которых навигация вшита по умолчанию, лишь как одна из функций: CarPlay и Android Auto соответственно.

Apple CarPlayApple CarPlay

Android AutoAndroid Auto

Выводы

По большому счету, в первом iPhone, появившемся ровно 10 лет назад, не было невероятных технических прорывов. Просто существовавшие технологии были доведены в нём если не до совершенства, то до максимального удобства. Сенсорные интерфейсы уже были — но именно пальцевое управление, мультитач и заточенный под них интерфейс превратили «гаджет для гиков» — коммуникатор — в массовое устройство. Цифровая музыка и мобильные игры тоже не были инновацией Apple. В iPhone же впервые появилась удобная централизованная инфраструктура мгновенной доставки контента в ваш девайс (вероятно, «подсмотренная» у unix-подобных систем). «Яблочный» смартфона сделал передовые технологии массово доступными и именно поэтому стал культовым. В конечном итоге первый iPhone — одна из главных причин того, что за последние десять лет изменился мир гаджетов, сценарии потребления контента, да и мы сами.

 

Автор текста: Макс Дворак

 

Источник

Похожие статьи:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *